Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Искусство как средство созидания личности

Самый распространенный пример субъективности - оценка того или иного произведения искусства не за его художественными достоинствами, а по принадлежности к жанру искусства. Например, в литературе и кинематографе жанр фантастики, детектива и вообще приключенческий жанр иногда априорно трактуется специалистами как "нехудожественные", "второсортный", несмотря на то, что многочисленные его представители (Р. Стивенсон, Ж. Верн, А. Конан-Дойл , Ж. Сименон и др.) получили в мировой литературе всеобщее признание. Или другой факт: некоторые эксперты рассматривают всю эстрадную музыку как жанр "несерьезный". В свое время популярным был членение всего пласта музыки на две части: "серьезная" и "легкая". Между тем, вся история искусства подтверждает, что дело вовсе не в жанрах. Как справедливо сказал известный композитор Р. Паулс, "нет противоречия между" легкой "и" серьезной "музыкой. Противоборствует, как правило, бездарность и талант, истинное и подделка ". Итак, истинное, художественное всегда жизненное, всегда найдет своих поклонников, которые и начинают его функционирования в виде микрокультуры, что и составляет основу субкультуры.

Третий аспект проблемы "качества" заключается в определении качества обстановки восприятия, уровня культурного обслуживания. Классический выражение "театр начинается с вешалки" олицетворяет собой то обстоятельство, что полноценное восприятие театрального искусства связано не только с самим спектаклем, но и со всей атмосферой театра. В ее создании, кроме творческого коллектива, участвуют администрация, рабочие кассы, буфет, гардероб и т.д.. С качеством восприятия связаны также интерьер и акустика зрительных залов, комфортабельность театральных фойе, кресел и т.д.. Все это касается и музеев, и концертных залов, кинотеатров, клубов и т.п..

Самым главным из средств достижения ориентации в вопросах художественных ценностей является эстетическое воспитание. В нем реализуются программы, разработка и выполнение которых требуют решения сложных теоретических и практических проблем, проведения междисциплинарных исследований. Заметим, что эти программы могут существовать на уровне государства, определенного региона, учебного заведения, семьи. На одном из этих уровней пока в Украине цельной, научно выверенной программы не существовало. Это дело будущего. Статус эстетического воспитания в нашей стране чрезвычайно низок. Когда социологи предложили оценить значение эстетического воспитания детей в баллах, то только 8% родителей поставили этому виду воспитания высокую оценку, 24% - низкую, последние, по сути, не смогли дать ему никакой оценки. Сравним: при опросе родителей американских детей в 1988 г. 91% из них высказались за важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, 72% из них настаивали на том, что музыка, театр, живопись так же им жизненно необходимы, как и математика, физика, родной язык, история.

Поставим несколько общих вопросов, которые характеризуют некоторые негативные стороны этого важного для жизни страны и народа проблемы. Как нам быть с эстетической безграмотностью, неразвитостью, обусловливающие духовную, эмоционально-чувственную черствость и глухоту? Как быть с безразличием к растущей антиэстетичности наших городов и сел, с безразличием к качеству производимых нами товаров, к окружающей природе? Что делать, наконец, с глухотой к настоящему искусству, ориентацией значительной части молодежи исключительно на образцы довольно сомнительной культуры? Ведь искусство - мощнейший средство эстетического воспитания, а художественная культура человека - сердцевина его общей культуры. Между тем, значительная часть населения практически не бывает в театрах, концертных залах, музеях. Речь идет не об отдаленных от города села, а о важнейших культурных центров Украины. Постепенно утрачивается культура чтения, что особенно заметно среди молодежи; отходят на задний план классика, целые пласты народного творчества. Народная музыка мало кого интересует. Поставьте подобный вопрос выпускникам средней школы или студентам вузов. Вы ужаснетесь от негативов в ответах. Мыслимо для студентов вузов, например, Парижа и Лондона, чтобы они не посетили национальные музеи своих стран? Это невозможно представить. 95% опрошенных нами студентов одного из престижных вузов Киева (гуманитарного профиля) Национальный музей Украины не посетили ни разу в течение пятилетнего пребывания в нашей столице.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Как вы относитесь к классической музыке?

положительно
отрицательно
часто слушаю
нейтрально
редко слушаю
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования