Искусство как средство созидания личности
Характеризуя этот феномен, Ф.М. Достоевский отметил, что в процессе общения с искусством художественные впечатления, "постепенно накапливаясь, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в сердце, в его суть и формируют человека". Передавая людям целостный конкретно-чувственный социальный опыт, искусство использует феномен эмоциональной памяти человека, который во много раз сильнее рациональную. Эмоциональная память чрезвычайно прочная и формируется как "память сердца" без всякого заучивания.
Восприняты и усвоены художественные образы становятся мотивирующей силой человеческого поведения, смыслообразующим факторами жизни людей. Художественная культура объединяет их общностью отношений к социальным ценностям. "... Художественные творения, - подчеркивал основоположник теории психоанализа З. Фрейд, - давая повод к совместному переживанию высоко оцененных ощущений, вызывают чувства идентификации, которых так остро нуждается культурное окружение". А когда произведения искусства "отражают достижения культуры", то они "поразительно напоминают о ее идеалах".
Несомненно, характер влияния художественной культуры на мысли, чувства и поведение людей не следует упрощать. Отдача здесь не всегда прямая. Один человек после контакта с художественным произведением может сразу же непосредственно почувствовать на себе его влияние, вторая будет долго размышлять, постепенно осваивая почерпнутое из него, у третьей тоже произведение искусства оставит едва заметный след в душе. Четвертая вообще останется равнодушной к воспринятого. К тому же, по мнению Л. С. Выготского, "искусство ... никогда прямо не рождает из себя того или иного практического действия, оно только подготавливает организм к этому действию".
Конечно, влиятельную действие искусства можно наблюдать во время его восприятия: многолюдная аудитория в театре, например, по словам М.В. Гоголя, способна "вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом». Однако более глубинные есть "последствия воздействия" искусства, когда оно способно склонить человека к решительным поступкам и даже изменить ее жизнь, а в отношении общества - вызвать значительные перемены в настроениях, убеждениях и действиях тех или иных социальных групп. Установление гармонии между запросами и потребностями человека, с одной стороны, и ее идейно-нравственным развитием, с другой, во многом зависит от художественной культуры. Учеными доказано тесная связь между приверженностью человека к искусству и сформированностью ее идейно-нравственных позиций.
Значительный научный и практический интерес представляют данные о стимулирующем влиянии искусства на способности людей, особенно школьников, на их общее развитие, повышение успеваемости. С большой нагрузкой в школе лучше справляются дети с развитыми художественными интересами. Согласно высказанной гипотезе, прежде чем ученик возьмется за изучение основ различных наук, его мозг должен достичь определенного уровня развития. Это происходит только при постоянных и повторяющихся сенсорных воздействий. И вот здесь важнейшую роль играет художественное воспитание.