Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Искусство как средство созидания личности

Подобные предположения находят подтверждение в обширной педагогической практике. Например, в ряде школ Венгрии незначительное увеличение учебного времени на музыкальное воспитание (2-3 часа еженедельно) привело к решительному улучшению всего учебного процесса. Успеваемость учащихся таких школ с общеобразовательных дисциплин была более качественной, чем в обычных средних школах. Венгерские ученые объясняли этот феномен тем, что ежедневные мелодические и ритмические упражнения влияют на центральную нервную систему и особенно на нервные центры коры головного мозга. Вследствие этого более высокий уровень развития детей проявляется не только в сфере музыкальных навыков: они и в целом обладают лучшей способностью реагировать, их повседневная деятельность более координированная. Участники венгерского эксперимента пришли к выводу о том, что музыкально-эстетическое развитие человека способствует формированию воли, внимания, наблюдательности, памяти, воображения, мышления, то есть важнейших качеств личности.

Ранее считалось, что истоки повышения производительности труда обуславливались физическими возможностями рабочего, навыками его подвижности. В современном же производстве интеллектуальный сторону трудового процесса значительно важнее, а во многих случаях решающее. Личная культура работника становится основополагающим фактором роста производительности труда, его эффективности и качества. Научно-технический прогресс предъявляет совершенно иные требования к рабочему, резко отличающиеся от традиционных представлений, сложившихся в эпоху господства экстенсивной экономики. Современному производству необходимы рабочие-личности с широтой мировоззрения, богатой структурой потребностей, с развитым воображением, постоянным стремлением к самосовершенствованию не только профессионального, но и общекультурного. И здесь также чрезвычайно велика формирующая роль художественной культуры.

Следует подчеркнуть, что влиятельные искусства свойственна относительная "неосязаемость", точнее - не немедленный влиятельный результат: когда человек овладевает ценности, невозможно почувствовать отдачу сразу же, поскольку накопление лицом духовного потенциала происходит постепенно. Но рано или поздно скрытое воздействие художественной культуры обязательно оказывается в духовном развитии, а через него и в росте эффективности деятельности человека, в том числе и трудовой. Это влияние удается зафиксировать массовыми социологическими исследованиями.

В разных сферах общественного производства оказываются границы, по которым даже для собственного экономического эффекта выгоднее концентрировать капитал не столько в материальном производстве, сколько в сфере духовного развития трудящихся, а роль художественной культуры здесь трудно переоценить. Это важное обстоятельство привлекает к себе растущее внимание ученых и практиков в различных странах планеты - от Западной Европы до Северной Америки и Азии, где все чаще в искусстве видится важное средство повышения эффективности труда. Возможности искусства в развитии творческого потенциала человека активно исследуются учеными США, Японии, Франции и других стран. В США, например, с этой целью организуются специальные эксперименты. Один из них состоял в том, что группа администраторов на протяжении десяти месяцев освобождалась от профессиональной деятельности и училась по обширной гуманитарной программой, в которой предпочтение отдавалось общению с искусством - чтению книг, посещению театров, музеев, выставок, концертов. Как оказалось, после этого не только увеличилось их профессиональная активность, но и решение ими профессиональных задач приобрело черты самостоятельности, нестандартности, творчества.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Следите ли вы за новостями культуры?

нет
да
иногда
по мере интереса
редко
не вижу смысла
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования