Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Архитектура и искусство Византии v-viii вв.
В истории культуры вряд ли можно найти искусство сложнее, чем византийское - прежде всего сочетанием основ, которые казались несовместимы, ибо ту скрещивались самые разнообразные художественные традиции. Трудности становления такого искусства, тяжелые поиски нового стиля выплывали также из сложности тех задач, которые христианская церковь, утверждалась, ставила перед искусством.

Константинополь вбирал в себя все - и абстрактных орнамент Востока, и то живое, что уцелело от тяжелой застывшей силы Рима, и новую архитектуру храмов и многообещающие достижения мозаичного искусства, линейную выразительность сирийской художественной школы и благородный отголосок эллинизма - словом, все поиски и все влияния , которые переплетались в многонациональном мире, - а затем постепенно переплавлял это все в стройную художественную систему.

Чтобы храм вместил больше мирян, христианское зодчество взяло за образец античные прямоугольные сооружения - так называемые базилики, распределенные на несколько продольных частей-нефов. Такой тип храма со средним просторным и высоким нефом, а в дальнейшем - на Востоке - и поперечным, что предоставлял храмовые формы креста, получил название базиликального. Возник и других тип храма - с куполом в центре, обязан появлением, наверное, зодчим Грузии и Армении. Если храм был местом молитвенного общения, его внутреннее строение и отделки приобретали першоступеневого значение. Сорок окон "Святой Софии", прорезанных под полусферическим куполом в толще стен и ниш, заливали светом украшен мозаиками внутреннее пространство храма, а в большие праздники здесь зажигались канделябры в виде деревьев, серебряные паникадила и лампы. Светлое, золотистое фон мозаик, своего рода "каменного живописи", зажигал сердца и своим сиянием вызывало состояние экстаза. Мозаики воспринимались не как плоскость и не как глубина, а как некий других мир, сверхчувственный, потусторонний, трансцендентный, в котором фигуры словно висят в нематериальном, пронизанном светом среде.

Первого расцвета византийское искусство достигло в VI веке при императоре Юстиниане. Огромная империя была крупнейшей и сильнейшей державой Европы. Здесь существовало огромное количество ремесленных мастерских, множество купцов. В одной только столице в это время было построено тридцать церквей, которые сияли золотом, серебром и разноцветными мраморами. Святая София появилась среди низ самой. Для нее Рим поставлял колонны из порфира, взятые из храма бога солнца, Эфес - колонны из зеленого мрамора, все концы империи - мрамор редких пород. Известное и византийское серебро VI в. - Богато украшенные кресты, чаши, ковши, блюда, отмеченные большим мастерством. Процветало в Византии резьба по слоновой кости. Образец этого искусства - трон архиепископа Максимилиана в Архиепископском музее в Равенне. Дужецикавий и диптих с изображением цирковых сцен (V в.), Который выделяется яркостью и тонким выполнением фигур зверей.

Еще одной выдающейся достопримечательностью Византии того времени никийски мозаики из церкви Успения в Никее (Малая Азия), в образах которых столько богатства и эмоциональной силы, овеянной эллинской красотой, что она могла бы испугать догматиков христианства.

1  2  3  4  5  6  7  8  

Как вы относитесь к классической музыке?

положительно
отрицательно
часто слушаю
нейтрально
редко слушаю
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования