Архитектура и искусство Византии v-viii вв.
Начиная со времени Столетней войны строительство в Англии сокращается. С гражданской архитектуры этого периода можно вспомнить самый знаменитый Вестминстерский королевский дворец (XIV в.) С его Вестминстер-холлом площадью 1500 кв.м.
В Италии получили распространение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, "розы". Основа - сугубо романская: широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкрустирована цветным мрамором, что создает полосатую поверхность фасада (собор в Сиене). Пример поздней итальянской готики - огромный Миланский собор, вмещающий 40 тысяч человек, самый большой храм Европы (начало строительства ХV в. - Конец XVI в.). Венецию и до сих пор украшают ее мраморные дворцы с аркадами, которые отражаются в каналах или лагунах (Дворец дожей, 1310 г. - XVI в.).
Готические памятники являются в Нидерландах (ратуши в Брюгге, Брюсселе и т.д.), Чехии (собор св. Вита и Карлов мост в Праге), Австрии (собор св. Стефана в Вене), Польше (Вавельский собор под Краковом, Марнацький костел в Кракове) и других странах Европы.
Фарс в значительной мере повлиял на дальнейшее развитие театра Западной Европы. В Италии из фарса родилась комедия дель арте; в Англии и Германии вроде фарса писали интерлюдии, во Франции фарсовые традиции питали искусство гениального Мольера.
Весьма популярны были пародии на культовые тексты, сатирические стихи (на латыни), а также застольные и любовные песни эпикурейского характера.
Культура средневековья, существовавшая тысячелетия, выдвинула новый круг идей и образов, новые эстетические идеалы, новые художественные приемы. Вдохновляясь духом христианства, искусство этого времени глубоко проникло во внутренний мир человека. Интерес искусства средневековья к духовности был огромным. Мыслители и художники этого времени так же, как и в античности, стремились гармонии, рассуждали о разумном устройстве мира. Но выражали это специфически, абстрактной языке.