Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Архитектура и искусство Византии v-viii вв.

Эмоциональная жизнь средневекового простолюдина тяготело словно к двум полюсам - христианской литургии (она питала чувственный мир человека возвышенными, религиозными мотивами) и карнавальной, смеховой стихии.

Карнавальные, как вообще все обрядово-зрелищные формы, организованные на основании смеха, считает М.М. Батхин, будто строили по ту сторону всего официального второй мир и вторую жизнь. Это особого рода двухмерность, без учета которой ни культурное сознание средневековья, ни даже культуру Возрождения нельзя верно познать и оценить. Опять же, по Н.Н. Батхиним, целый необъятный мир смеховых форм и проявлений противостоял официальной и серьезной (по тону) культуре. Они были внецерковные, внерелигиозным и весьма разнообразны. Прежде всего - это праздники карнавального типа на площадях: многодневные, со сложными действами и походами на площадях и улицах. Важное в них то, что карнавал - не зрелище, в нем живут все, ибо по природе своей он всенародный. Пока карнавал длится, для одного человека нет другой жизни, кроме карнавального; от него никуда не денешься, потому карнавал не знает границ. В течение карнавала живут по законам карнавальной свободы (как в античном Риме во время сатурналий): это временный выход за пределы обычной жизни, когда разрешено очень многое, что обычно запрещено порицается, когда отменяются все иерархические отношения, привилегии, нормы, царит особая форма свободного фамильярного контакта между людьми, отделенными в обычной жизни непреодолимыми барьерами гражданского, имущественного, служебного, семейного и возрастного состояния, когда надо неукоснительно выполнять этикет и соблюдать приличия. Во время карнавала можно пародировать все серьезные церемониалы: прославление победителей на турнирах, церемонии посвящения в рыцари и др..

Кроме карнавалов в собственном смысле слова устраивались также "праздник дураков" и "праздник осла". Даже так называемые храмовые праздники сопровождались ярмарками и различными праздновании на площадях с участием великанов, карликов, уродов, «ученых» зверей. Шуты и дураки были неизменными участниками общественных и бытовых церемониалов и обрядов.

Постоянное раздвоение жизни на религиозное и мирское лучше всего иллюстрируется ситуацией со средневековым театром, в котором эти два начала постоянно соревнуются. Среди источников средневекового театра также находим литургию и карнавальную стихию - это баллады и танцевальные песни трубадуров, представления сельских шутников и танцоров, которые постепенно становятся профессиональными затейниками-гистрионами.Щодо литургической (церковной) драмы, то уже в IX в. Театрализованное месса, вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов легенд о рождении Иисуса Христа, о его погребении и воскресении. Со временем литургическая драма от простых сценок переходит к более сложным - с костюмами, режиссерскими инструкциями. Все это делают сами священники. В дальнейшем драма отделяется от мессы, переходит с латыни на местный язык, в ней появляются бытовые детали, естественные жесты ("Поход пастухов", "Поход пророков").

1  2  3  4  5  6  7  8  

Как вы относитесь к классической музыке?

положительно
отрицательно
часто слушаю
нейтрально
редко слушаю
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования