Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Понятие и сущность культуры

Попытка преодолеть с позиций объективного идеализма противоположность просветительского и романтического истолкования культуры была предпринята Г. Гегелем (1770-1831). Сущность культуры, по Гегелю, определяется не естественным детерминированностью человеческого поведения и не творческой фантазией выдающихся лиц, а приобщением индивида к мировому целому, которое включает в себя как природу, так и историю. Но поскольку это целое является, по Гегелю, лишь порождением и воплощением "мирового духа", то и приобщения индивида к нему становится возможным лишь в понятии, в мысли, в форме философско-теоретического знания. Развитие мышления как высшей духовной способности человека и составляет, с точки зрения Гегеля, истинный смысл культуры. "В этом развитии всеобщности мышления, - писал он, - состоит абсолютная ценность культуры."

В работах современных отечественных ученых анализ феномена культуры осуществляется в рамках научного направления, известного под названием деятельностного подхода. Представитель киевской культурологической школы В.П. Иванов рассматривает культуру как некий измерение и специфическую форму жизнедеятельности человеческого общества. Она возникает с исторической необходимостью как особая инфраструктура в построении всего человеческого мира, прежде чем ее принципы и законы начинают использоваться членами общества. Поэтому генетические корни культуры достигают фундаментальных основ общественно-человеческого строя жизни, а ее свойства объективным, естественным образом складываются в общественной организации раньше, чем становятся сознательными точками опоры, правилами и нормами поведения и творчества членов общества. Другими словами, культурная форма как таковая извечно является сущностной определенностью человека, способом человеческого бытия, который реализуется в ризногранности культурного существования индивидов и человеческих сообществ.

Культура является производной от человеческой деятельности в том общем смысле, в котором деятельность творит человеческий мир. Но так же, как мир не является простой суммой произведенного, а организованный в природный миропорядок определенного социума, так и деятельность, создающая культуру, является не только целенаправленная работа по производству предметов культурного назначения.

Собственно культура (подобно языку, общественной организации уклада жизни и других общественных форм вообще) не производится посредством непосредственного продукта определенной деятельности. Ее создает вся совокупность общественной жизнедеятельности, циклический и повторяющийся характер которой (история человечества) в конечном счете образует ряд устойчивых и общезначимых состояний, имеющих силу регулятивов человеческого бытия. В культуре эти регулятивы вступают сущностного, внутреннего характера, то есть свойств доминанты человеческого в человеке. Если, по известному определению, человек есть "мир человека", то культура образует "мир человеческого бытия", т.е. ту совокупность условий и уверенности, с помощью которых человек проявляет себя в полноте своих способностей, в истинной мере своего бытия. Культура - это не просто одна из специфических сфер жизни общества, она рассматривается как культурная реальность, системный человеческий способ бытия, определяющим весь спектр практической и духовной деятельности людей, их отношение к окружающему миру и к самим себе.

1  2  3  4  5  

Следите ли вы за новостями культуры?

нет
да
иногда
по мере интереса
редко
не вижу смысла
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования