Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Понятие и сущность культуры

Идеологически готовя победу буржуазного общества над феодальным, французские просветители XVIII в. считали, что к справедливым, разумным социальных порядков приведет развитие разума и нравственности людей. Понятие культуры приобретает мировоззренчески-нравственного содержания. Однако революция во Франции (1789-1794 pp.) Разочаровала тех, кто верил в разумность и справедливость буржуазных отношений, разделял натуралистические представления о природе человека.

Вполне естественно, что основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) видел основу культуры не в самой природе человека, а в сфере ее нравственного существования. При этом он считал, что принципиально невозможно примирить эту сферу с эмпирической сферой существования человека. В кантовском понимании культура - это способность индивида подняться от обусловленного его животной природой эмпирического, чувственного существования, при котором цель его поведения определяется внешним миром, к моральному существованию, которое позволяет ему свободно действовать во имя целей, которые он сам перед собой выдвигает, Несмотря на веление нравственного долга.

Своеобразную попытку решить кантовскую противоречие между естественным и моральным, между чувственной сладостью и моральным долгом сделал великий немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер (1759-1805). Задача культуры, по мнению Шиллера, заключается в гармоничном примирении физической и нравственной природы человека, чувственного и умственного, сладости и обязанности. "Культура, - писал он, - должна отдать справедливость не только разумной понуждении в противоположность чувственному, но и последнему в противовес первой. Таким образом, задача культуры двоякая: во-первых, охрана чувственности от посягательств свободы, во-вторых, охрана личности от силы чувств. Первого она достигает развитием способности чувствовать, другой же - развитием разума ".

Однако Шиллер сознавал, что такое понимание задач культуры не соответствует ее реальному положению в современном обществе. Он дал блестящий анализ противоречий этой культуры, которая оторвала человека от природы и предоставила ее развития ограниченного, одностороннего характера. Восстановить целостность человека, дав мир от присущих ему противоречий и тем самым осуществить главную задачу культуры может искусство, то есть "царство прекрасного видимости". По мнению Шиллера, именно в искусстве примиряются и сглаживаются противоположности физического и морального жизни человечества.

Идея чисто эстетического преодоления противоречий действительности как главной задачи культуры находит завершен проявление в идеологии немецкого романтизма. Братья Шлегели (Фридрих (1772-И829) и Август Вильгельм (1767-1845)), Новалис (1772-1801), Людвиг Тик (1773-1853) и другие представители этого направления отрицали буржуазную цивилизацию как общественное состояние, враждебный человеку. Противопоставляя свободу творчества общественным требованиям, Ф. Шлегель писал, что творческое самовыражение поэта не должно подчиняться никакому закону. Единственной сферой, которая позволяет человеку подняться над противоречиями действительности и сохранить свою индивидуальную целостность, романтики считали искусство, в котором якобы находят свое воплощение высшие иррациональные проявления человеческой души. "Естественного человека" просветителей, которая согласовывала свои поступки с требованиями природы, романтики противопоставили субъективную мощь гения, безграничную силу художественного образа, который создает мир по собственным законам.

1  2  3  4  5  

Следите ли вы за новостями культуры?

нет
да
иногда
по мере интереса
редко
не вижу смысла
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования