Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Поколение: социологические границы понятия



В основе статьи - доклад на семинаре по проблеме поколений в российской истории ХХ века под руководством Теодора Шанина (Московская высшая школа социальных и экономических наук, февраль 2002=г.). После обсуждения текст доработан с учетом замечаний Л.Д.=Гудкова, В.П.=Данилова, Ю.А.=Левады, Т.=Шанина, В.А.=Ядова.

В последнее десятилетие проблематика поколения, смены поколений и межпоколенческой трансляции ценностей, установок, опыта не раз привлекала внимание отечественных социологов и историков (1), к ней обращались и исследователи ВЦИОМ (2); ряд социологических и исторических работ европейских специалистов появился в недавнее время в русском переводе (3). По-моему, имеет смысл обобщить и накопленные эмпирические разработки, и предложенные концептуальные ходы. Я буду рассматривать понятие поколения лишь в нескольких специальных планах: социокультурный контекст возникновения понятия в его современных смыслах; основные вехи в истории исследований "проблемы поколения"; смысловая структура понятия в его эмпирическом употреблении и проблематизации исследователями; проблема поколения в российском, но прежде всего - в советском и постсоветском обществе. В качестве концептуально исходной я держу в уме типологическую ситуацию "современного" социума, или, иначе говоря, полной структуры общества, когда, среди прочих, и понятие поколения проявлено во всей его смысловой полноте, различиях, сопряженности, взаимоналожении в нем разных функциональных планов. Исходным же в эмпирическом плане я мысленно полагаю наиболее молодое и наиболее проблематичное сегодняшнее "поколение-один" (условно говоря, россияне моложе 30 лет), которое условно олицетворяет для меня переход от нынешнего дня к завтрашнему и по отношению к которому я столь же условно отсчитываю в уме поколения "старших" (средних) и "старых" (пожилых); оставляю пока что в стороне, до какой степени сами действующие лица именно так размечают и опознают ситуацию.

К понятию "поколение"

В самом первом приближении и в самом общем смысле поколение можно представить как форму (тип) социальной связи и фокус символической солидарности: это нормативная рамка воображаемого соотнесения с другими "по горизонтали" - такими же, как "ты". Уже здесь видно, что в категории и в языке "поколений" соединяются:
представление о границах одного поколения (фиксация общей для него нормы социального и культурного, значимого опыта, типовых реакций и проч., включая общие символы и символические фигуры, объединяющие поколение, точнее - несколько соседних поколений, см.об этом ниже);

"точка" и способы перехода от поколения к поколению (фиксация устойчивости передаваемых образцов, но едва ли не прежде всего - смены норм, в том числе перелома и общего обвала нормативных систем, т.е. сбой самого механизма трансмиссии).

Тем самым, поколение выступает внутрикультурной формой (а потом и собственно исследовательской конструкцией), в которой социальные сходства и различия (нормативные параметры взаимодействия - структуры идентификации, типы ориентаций, отношения господства, власти, влияния) редуцируются посредством их перевода на язык до-модерных, традиционализирующих, партикулярных отношений родства и семьи - старших-младших или равных по возрасту. Так и социология на начальных этапах ее становления (например, в "Курсе позитивной философии" Конта) концептуализировала традиционное представление о "возрастах жизни" (4) - циклах и ритмах периодической смены людских потоков. Иначе говоря, "поколение" в околонаучном и публицистическом языке, в интеллигентской речи становится эталоном (мерой) простого и общепонятного социального сопоставления (сравнения). С его помощью отмечают, с одной стороны, выделившихся и отставших на фоне одного поколения сверстников, а с другой - перепады между старшими и младшими современниками ("давно и недавно", "раньше и теперь"). Ортега-и-Гассет применительно к сверстникам пользуется термином "поколение", применительно к современникам - обозначением "эпоха" (5). В России члены ОПОЯЗа - в частности, Виктор Шкловский - предлагали, кроме того, различать"синхронистов", лишь "попавших" или "заброшенных" в одно время, и "современников" (считающих отведенный им отрезок времени "своим" - Ортега в этом последнем смысле говорит о людях, "олицетворяющих зрелость своей эпохи" (6)).

1  2  3  4  

Как вы относитесь к классической музыке?

положительно
отрицательно
часто слушаю
нейтрально
редко слушаю
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования