Поколение: социологические границы понятия
Обобщая эту исследовательскую работу, можно выделить несколько смысловых планов категории "поколение" в ее внутрикультурном употреблении/понимании (исторической семантике) и в языке исследователей (историков, социологов, филологов):
поколение как рамка идентификации действующих субъектов, набор их ориентаций, структура опыта;
нормативные циклы смены человеческого материала - занятия основных социальных позиций (кроме "номенклатурных"); точнее, это всегда несколько рамок, часть которых - старших и старых - действующие субъекты всегда застают уже готовыми (11);
норма социальной реализации (границы ее (пространства, "пол" и "потолок"); параметры адаптации к наличному окружению, сложившемуся до и вне индивидуального субъекта действия (формам господства, структурам социальной стратификации, другим поколениям), словами Ортеги: "-главное в жизни поколений отнюдь не то, что они сменяют друг друга; главное - их взаимопересечение, перехлест" (12);
собственно "проблема поколения" (как результат и осмысление его недореализованности, затруднений и сбоев в культурной реализации, социальном продвижении); разрыв между выделившимися и остальными; напряжения в системах мобильности и признания, указывающие на институциональные и гратификационные дефициты общества;
проблема потерянных поколений ("манкуртов", "големов" без прошлого - отечественная "безотцовщина" 1930-х и 1940-х=гг. рождения, на которую указывает в приведенной статье М.О.=Чудакова - и без будущего, о чем и говорила Гертруда Стайн в своей известной реплике Хемингуэю: "пропащие", потерявшие смысл и лишь воспроизводящие то, чему их научили "старшие братья" или чего они нахватались); обозначения типа "новые-" или "молодые-" представляет собой попытку ввести простейший, чисто "указательный", символический механизм проблематизации разрывов и, вместе с тем, их хотя бы какой-то компенсации, связывания (13);