Поколение: социологические границы понятия
В историко-социологическом плане "поколение" (как и обозначение "молодежь" или, чуть позднее, "интеллигенция") представляет собой, насколько можно судить, категорию языка позднего, смещенного во времени перехода от сословно-иерархического порядка к достижительскому, мобильному обществу, когда этот процесс происходит практически одновременно (или по крайней мере, в большой хронологической близости) с процессом построения национального государства, задачами формирования его элит, выработки общего символического наследия и механизмов его передачи и т.д. Иными словами, речь идет о процессе запоздалой модернизации (7). Именно поэтому на подобном переходе проблематизируются и фиксируются особые возрастные группы национального сообщества, молодежи как воплощения национального "духа", энергии сдвигов и проч. (таковы всевозможные общества и кружки типа "Молодая Германия", возникшие в ходе и после наполеоновских войн, французской революции 1830=г.: "Молодая Ирландия", Италия, Польша (1830-1840-е=гг.), Россия (1860-е), затем Китай (начало ХХ=в.); таковы же группы и движения младоафганцев, -бухарцев, латышей, турок, финнов, чехов в конце XIX - начале XX вв., еще позднее - младоалжирцы и т.п.). Поколение при этом предназначено олицетворять единство нации, ее "душу" или "гений" (в ряде случаев, как, например, в Германии - символизировать национальное объединение) и понимается как активное поколение - те, кто считают себя призванными изменить социокультурную реальность и нередко напрямую связывают свое определение, перспективу, судьбу с тем или иным событием, которое символически обозначает или обещает для них общий сдвиг, "требуя" от них собственного ответа, действия, самостоятельного шага. Здесь в семантической конструкции понятия соединяются:
значения разнокачественности, разноуровневости (намечающие вектор динамики, проект или след движения) и
семантика природности (вводящая общий модуль, структуру родового времени как эталон для сравнения).
Иными словами, можно говорить о метафоре поколения в языке социальных наук и наук о культуре (истории, социологии, филологии и т.д.), о поколении как метафоре, разбирая далее ее конструкцию, функциональную семантику элементов, модальные формы их связи и проч.
Семантика понятия и исторический контекст ее трансформаций
В постановке и изучении "проблемы поколений" в Европе выделяются 1860-1870=гг. и 1910-1920=гг. В этот последний период и вышли наиболее известные работы - К.=Мангейма и Ортеги-и-Гассета (обе - 1928). Новый толчок работе уже 1970-х годов дали майские события 1968-го в Европе и США, когда был зафиксирован межпоколенческий разрыв (Маргарет Мид и др.) (8). Известны попытки исследовать поколенческие модели социальной адаптации на примере иммигрантов (Ф.=Боас, Ш.Н.=Айзенштадт (9)). Поколенческая проблематика разрабатывалась в связи с исследованиями молодежи, с проблемами культурной трансмиссии и соотносительными ролями в ней "отцов и детей" (Э.=Шпрангер, Л.=фон=Визе). Активно изучались литературные поколения, поколения в искусстве (Э.Р.=Курциус, В.=Пиндер, А.=Пейр (10)).