Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
"Субкультура" и ее функции

Чем объясняется факт, что в проблеме субкультуры, которая интересовала философов и социологов как средство социализации личности, вдруг четко выкристаллизовался мировоззренческий смысл? Почему исследователи увидели в этой проблеме особый научный потенциал?

Следует обратиться, прежде всего, к опыту, который накоплен западными специалистами в осмыслении молодежных субкультур 60-х годов. Ученые заметили, что ценности и идеалы леворадикальной молодежной сознания в борьбе с истеблишментом при угасании молодежных движений не исчезли, а влились в современную западную культуру. Отсюда догадка: не обладают субкультуры некоторым культуротворческой зарядом? Не скрывают в себе возможности перестройки культуры, ее усовершенствования? Наконец, не олицетворяют в себе новых ориентаций, предсказателей культуры будущего?

Нетрудно понять, что такая логика перемещает акценты в осмыслении самой темы "культура". Субкультура становится по сути восходящим началом не только в построении теории культуры, но и в философской трактовке истории. Она является своеобразным отрицанием предыдущего начала с содержанием основных сил для развития нового, еще не существующего, для радикального прорыва в мир новых духовных параметров, культурных установок. Познать суть и назначение субкультуры - значит постичь тайны культурного созидания, познать секреты истории.

Известный канадский исследователь Э. Тирьякан еще в начале 80-х годов, анализируя эзотерические субкультуры, обратил внимание на то, что они содержали в себе мощные катализаторы культурно-исторического творчества. "Глубокое изучение эзотерической культуры, - писал он, - которая считается архаикой западной культуры, по нашему мнению, освещает главные источники идеацийних изменений в структуре современного общества, которые определяют коллективные представления о природной и социальной реальности".

Напомним, что согласно тремя типами мировосприятия, а значит и культуры, которые выделял П. Сорокин, идеацийний предполагает диктат рационального мышления в отличие от "чувственного" и "идеалистического", когда в познании царит интуитивизм. Мнение Тирьякана сводится к тому, что "оккультные" и "эзотерические" субкультуры является определенной промежуточным звеном между патриархальной и современной культурой.

Процветание эзотерических и оккультных сообществ, как пишет канадский социолог, свидетельствует: кризис господствующей культуры настолько глубока, что, возможно, происходит формирование его новой парадигмы. Более того, субкультуры и вызвали "теургийну заботу" европейской цивилизации, оказали ей динамизма. Субкультуры несут постоянное обновление культурной жизни, без них западная цивилизация не получила бы присущего ей культурно-исторического жизненного задора.

1  2  3  4  5  6  

Следите ли вы за новостями культуры?

нет
да
иногда
по мере интереса
редко
не вижу смысла
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования