"Субкультура" и ее функции
В развитии общества бывают периоды, благоприятные для внедрения и распространения инновационных субкультур, и периоды, когда культура изменениям не подвергается. Способность к изменениям предопределяется состоянием центральных субкультур. То время, когда по каким причинам они находятся в кризисном положении, а в обществе назревает осуществления каких сдвигов, благоприятный для распространения влияния инновационных субкультур, чем время, когда центральные субкультуры находятся в стойкой фазе.
Однако, чтобы осуществилась назрела общественная потребность в инновациях, в культуре должны существовать субкультуры с инновационным потенциалом, то есть те природные лаборатории, через которые и посредством которых осуществляется процесс развития. Если культура обладает значительным числом инновационных субкультур, то при социальном запросе она "будет реагировать на вызов" выдвижением необходимой в данный момент и испытанной в той или иной субкультуре инновации. Когда же общество обедненное субкультурами с инновациями, с новыми, незначительными идеями и идеалами, в нем ощущается недостаток реформаторских сил.
Естественную динамику субкультур корректируют их отношения с социальными институтами. Последние, особенно те из них, обладающие властью (например, государство), поддерживают необходимые для своего существования культурные силы, стремящиеся усилить одни субкультурные сообщества и подавить или даже устранить другие культурные объединения.
Следует отметить, что субкультуры не возникают в рамках социального института. Они появляются как неформальные объединения людей, которые культивируют некоторую культурную особенность. В дальнейшем, однако, субкультура, созданная как проявление и развитие свободной человеческой активности, вступает в определенные отношения с социальными институтами общества. При этом она может ими поддерживаться вплоть до приобретения институционализированной формы. Некоторые субкультуры принципиально противоположные положительным социальным целям любого общества и не могут им признаваться (уголовные и криминогенные субкультуры). В некоторых случаях обществом могут институционализуватися угрожающие субкультуры, распространение которых приводит к резким негативным социальным последствиям (нацистские движения и их институционализация).
Члены субкультурных объединений могут проявлять как стремление к институционализации своей субкультуры, так и пытаться обойти ее с целью сохранения собственной неповторимости, идентичности и т.д.. Участники политических движений, утверждая определенные ценности, как правило, пытаются распространить свои убеждения на все общество, скорее воплотить найденное ими в социальную и культурную целое. Некоторые же альтернативные молодежные движения пытаются отделиться от "официальной" культуры, сохраняя собственные ценности нетронутыми со стороны других субкультур.
Современные ученые значительно усилили интерес к осмыслению проблем субкультуры. В трактовке этого социального феномена возникли принципиально новые позиции. Более того, сама тема перестала быть периферийной, частичной. Исследователи пришли к убеждению, что именно этот вопрос, наконец, позволит приблизиться к постижению культуры как важного социального феномена, обусловливающего социальный прогресс. Отсюда своеобразный исследовательский бум, первые признаки которого наблюдаются в начале 80-х годов.