Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Катедральная ГОТИКА УКРАИНЫ
Один из самых интересных периодов истории архитектуры Украины - конец XIV - первая И половина XV века. На западных землях, которые меньше других пострадали от монголо-татарского нашествия, тогда растут города, развиваются ремесла и торговля. Оживите-лируются экономические и культурные связи с Западом, прежде всего со странами Центральной Европы. В украинских города прибывает много поселенцев, преимущественно немцев, которые принесли в искусство, а в частности в архитектуре, новые стилевые формы.
В Европе тогда, как известно, господствовала готика. Одним из отличий ее, характерной именно для среднеевропейского поприща, было кирпично-каменное строительство:
каменные из красного кирпича стены служили фон для белокаменных резных порталов, ви-конных лиштов, гзимсами подобное.
Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львов-ский кафедральный костел. Его заложили в начале 60-х годов XIV века, а завер-шили в основном в 80-х годах следующего. Среди строителей этого храма известны Ничко, Йоахим Гром, Амброзий
Рабиш; одним из заботливые опекунов строения в городских актах названо Петра Штехера1.
Объемную композицию костела сотворено благодаря двум главным составляющим: пресбитериуму (алтарной части) и корпуса нав (собственно молитвенной зале).
Пресбитериум в плане прямоугольный, вытянутый, с полигональным окончанием с востока. Он объединяет три прямоугольные травеи, ориентированные в поперечном направлении, и одну пятиконечную. Каждой из них соответствует отдельное прясло своды. Внешне между пряслами установлено контрфорсы. В поперечном разрезе ширина и вышина соотносятся как 1:2,5. Такое пропорциональное решение обусловливает и структуру фасадов. Ступенчатые (три уступа) контрфорсы собой вертикальные ритмизуючимы элементами. На уровне нижнего уступа проходит поземной карниз, занимающий не только плоскости контрфорсов, но и всех фасадов здания в целом. Он обозначает начало высоких, стрельчатые завершенных оконных проемов. Венчает стены пресбитериуму не-большого выноса гзимсами.
Такой тип алтарной части называют в научных кругах тер-Мином "Капличный хор". Его появление следует связывать с построенной в 1243-1248 годах Людовиком IX в Париже капеллой Сен-Шапель. Апробирована и-ке решения в Это нтральний Европе впервые, возможно, в бу-дивлях австро-ских надду-найських монастырей жебрущих орденов-доминиканцев и францисканцив2. Благодаря им новый объемный тип сложился в архитектуре Средневековья. Созданные в начале XIII века жебрущи ордена считали самое главное проповедь среди городского населения, поэтому они были практически первыми монахами, монастырь которых ставили не в отдаленной от человеческого жилья местности, а непосредственно в городах. Костелы должны быть рассчитаны так, чтобы в них могли разместиться монастырский хор и значительное количество верующих. Вытянутый "Капличный хор" лучше соответствовал этим требованиям.
На время основания Львовского кафедрального костела "Капличный хор" был найпо-распространенными в Чехии (храмы в Чешских Будейовицах, Пльзене, Жатци, Кромерижи, Раковник). Украину совмещал с Чехией торговый тракт Прага - Нимбурк - Литомышль - Опава - Рацибор - Краков - Вислиця - Сандомир - Ярослав - Перемышль - Львов. Поэтому импульсы чешской архитектуры мог-ли испытывать каких корректур на просторах Малой, через которые пролегал тракт. Однако, несмотря на почти одновременное распространение и в Малой. и в «Красной Руси" (Западной Ук-раине ) вытянутого пресбитериуму, едва ли мож-говорить о большом значении этих воздействий.

1  2  3  4  

Как вы относитесь к классической музыке?

положительно
отрицательно
часто слушаю
нейтрально
редко слушаю
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования