Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Катедральная ГОТИКА УКРАИНЫ

«Капличный хор» Львовской кафедры нас-лидувалы как в самом Львове, так и натерени Украины вообще. Сливе точной копией его стал хор Львовского францисканского костела Святого Креста (конец XIV-начало XV в.). В пара-фияльному костеле города Дрогобыча (конец XIV-первая половина XV в.) Видим те же признаки кафедрального стиля: вытянутый план, во-оконный гзимсами и высокий интерьер. Правда, соотношение высоты и ширины интерьера (1:2) чуть меньше, чем во Львове, - (1: 2,5).
Тенденция злагиднюваты пропорции заметна и в храмах Каменец-Подольского. Кафедральный костел, построенный в первой половине XV века, имеет пресбитериум с пропорциональным соотношения-ношения в разрезе 1:1,5. Подобные решения наблю ригаються в каменецких костелах жебрущих орде-нов - доминиканском и францисканском (оба - первой половины XV в.) 3, в кафедральном костеле Перемышля (конец XV в.) И приходском в Переворську (середина XV в.).
Первые признаки видо-изменения стиля в соответствии с местными Избранное слидно уже в архитектуре алтаря костела в Рогатине (середина XV в.). В плане здесь ско-Рочен количество травей до трех (в т.ч. одна граненая), снижено общее возвышенность сооружения.
Черты редуцированного "Капличный хора" заметны в фарный костел второй половины XV-первой половины XVI веков (Новый Город, Куликов, Фельдштейн).
Второй составной частью Львовской кафедры является корпус нав. В плане - это близкий к квадрату прямоугольник. Внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа, одинаковые возвышенностью, но боковые почти вдвое более узкие средней. Такое решение называется зальным. Впрочем, полного эффекта зала, то есть равноценного в обоих направлениях - поперечном и продольном-пространства, не образовалось, поскольку опоры соединены мижнавовимы арками, и это внесло элемент движения.
Зальные решения известны еще с романских времен, но особую популярность приобрели в период готики. Не последняя роля в распространении их принадлежала опять-таки жебрущим орденам. Зал отвечала провозглашаемые ими идеи равенства людей перед Богом: при одной возвышенности интерьера слушатели в главной и боковой навах находились в более или менее одинаковых условиях, чем, скажем, при базиликального разрезе.
Тип чотириопорнои залы больше распространился в Чехии (костелы в Йиглава, Прахатицях, Двур Кралове, Кутной Горе, Жатци, Славоницях и другие) 4. Катализатором становления такой объемной композиции стал построенный в 1352 году Карлом IV костел Девы Марии в Нюрнберзи5. Королевская фонд имела ряд подражаний на периферии.
На территорию Западной Украины этот архитектурный тип достался через Малопольшу. Попутно следует отметить, что именно тогда в Малой преобладающим пространственным решением была базилика - одно из принципиальных отличий от архитектуры Красной Руси.
Влияние львовского корпуса нав сказался в большей степени не в прямом повторении его, а в варьировании чотириопорнои зальной структуры. На основе ее созданы памятники, некоторые из которых даже не имеют прямых аналогий в централь-ноевропейський архитектуре.
Корпус нав костела в Дрогобыче многим похож на львовский. Однако в восточных травеи нав сделано Эмпорий (второй ярус); вследствие этого пространственную единство интерьера возбуждено, и корпус визуально "сократился"; пресбитериум, наоборот, «вытянулся».
Четыре опоры кафедрального костела в Каменце-Подольском своей массивностью больше напоминают сплошную стену с арками, предназначенными для прохода в боковые нефы. Средняя часть выше от боковых, но окон для подсветки (ради чего в базиликах, собственно, и возводят выше центральную наву) не сделано. Снаружи крыши низких нав подходили под самый карниз главной. Следовательно, при базиликального решении интерьера внешний вид сооружения остается такой, как и вид обычной залы. Так образовано псевдобазиликальну композицию.

1  2  3  4  

Следите ли вы за новостями культуры?

нет
да
иногда
по мере интереса
редко
не вижу смысла
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования