Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Антиамериканизм в европейской культуре после Второй мировой войны

В любом случае, оценка Америки складывается для европейских интеллектуалов в идейном многоугольнике, образуемом такими проблемными точками, как "моя страна v Европа v СССР v Восточная Европа v США". Полюсными группами на типологической шкале здесь будут выступать, с одной стороны, коммунистические и левоанархистские партии, движения и кружки, объединенные антикапиталистическими идеями и настроениями. Другой полюс будут представлять традиционалистские круги, отстаивающие национальные, этнические или даже расовые, религиозные и другие автохтонные символы самобытности в борьбе с массовой культурой развлечений и потребительства, нивелирующей подобные различия и угрожающей процессам воспроизводства Европы с ее образом жизни и мысли, разнообразием и высоким уровнем национальных культур (прежде всего v структурам образования и воспитания, репродукции культурного наследия и социализируемым группам, наиболее подверженным "вредному" внешнему влиянию). В политическом плане подобные консервативно-охранительные взгляды будут наиболее отчетливо выражать правые партии, церковные круги (6).

Устойчивые антиамерианские настроения и оценки характерны прежде всего для европейской элиты. Среди населения стран Европы в целом ЮСИА (1983) фиксируют откровенный антиамериканизм на уровне от 14% в ФРГ до 23% в Великобритании (7). Военные базы США, а позже размещение ракетного оружия на территории европейских стран вызывают с конца 1940-х гг. широкое движение за мир и ядерное разоружение, позже - движения протеста (в том числе - молодежные), которые и в Европе, и в самих США выступают проводниками антиамериканизма. В 1949 г. проходит первый Всемирный конгресс сторонников мира (Париж-Прага), учреждаются Международные премии за мир. В 1950 г. был создан Всемирный совет мира. Сторонники движения за мир и за ядерное разоружение (радикалы из среднего класса) наиболее критичны и по отношению к собственным странам. Интеллектуалы выступают и противниками капитализма, общества благосостояния и потребления. Вместе с тем именно они связаны с печатью, масс-медиа, школами и университетами у себя в стране. Отсюда возможности их более широкого влияния, но отсюда и их постоянная борьба за подобные возможности, тревога в случае их сужения или при малейших намеках на него.

"Левые", формируя и поддерживая в общественном сознании идеологизированную двуполярную структуру мира (глобальное противостояние СССР и США), подчеркивают угрозу человеку и человечеству, ценностям "свободы, равенства, братства" со стороны Соединенных Штатов. "Правые", со своей стороны, акцентируют проблематику этнического, религиозного, культурного своеобразия и видят в США угрозу национальной идентичности европейских стран и народов (замечу, что открытые или полускрытые расистские установки выражаются при этом уже не в императивах расового превосходства "белых" и нивелирования мира в их пользу, а в антиуниверсалистском подчеркивании неустранимых, более того v ценимых и культивируемых расовых и этнических различий, в том числе v в самих США). Понятно, что за этими идеологическими платформами стоят разные образы общества, в том числе - современного общества, различные представления о социальной природе человека (опять-таки v современного человека). Покажу это лишь на нескольких, лучше освещенных в литературе примерах.

Великобритания (8). Традиции резкой критики США, подчеркивания европейского и британского превосходства над Америкой восходят в Англии к консервативной позиции Т. Карлейля и М. Арнольда, которую уже в ХХ в. продолжают "критики культуры" (Ф.Р. Ливис и др.). Особенности же послевоенного антиамериканизма в Великобритании прежде всего связаны с тем фактом, что в период войны территория страны не была оккупирована, в ней отсутствовало собственное профашистское и коллаборационистское движение, а значит и соответствующий комплекс вины. Слабой была и Британская коммунистическая партия.
1  2  

Следите ли вы за новостями культуры?

нет
да
иногда
по мере интереса
редко
не вижу смысла
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования