Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Состязательность и солидарность, или Рождение спорта из духа общества

Показательно, что первые труды по социальной истории и социологии спорта, как и позднейшие вспышки исследовательского интереса к любительским и профессиональным состязаниям, к спортивным зрелищам, будь они стадионными или телевизионными, датируются переломными моментами новейшей истории -- фазами становления современного массового общества, развития массовых социальных и культурных движений. Таковы, в частности, 1910-е годы, когда, обобщая опыт прежде всего молодежных, женских, туристических, гимнастических движений в Германии начала века, нередко отличавшихся националистическим уклоном, выдвигавших идею и символику возрождения нации, появляются работы, связывающие спорт с национальной культурой и воплощенным в ней представлением о человеке[2]. Помимо самой фиксации идущих социальных процессов, напряжений, возникающих между группами и поколениями, эти работы в той или иной форме выражают реакцию интеллектуальных элит на феномены стандартизации и коммерциализации культуры, массового тиражирования образцов поведения, мышления, чувствования, ювенилизации культуры и общества, с одной стороны, и на укрепляющийся в ряде массовых движений, в коллективных настроениях национализм, фашизацию масс, с другой.

Особенно заметной эта тенденция стала во время следующего всплеска публичного интереса к спорту, в 1930-х годах. С критикой спортивного духа современности в это время выступают Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга, Ф. Знанецкий, социологи франкфуртской школы и близкого к ней круга (З. Кракауэр). Становление же систематической социологии спорта как дисциплины приходится на рубеж 1950-1960-х годов и собственно 60-е годы, когда -- в рамках нарождающихся исследований «массового общества» -- появляются культурологические и эмпирико-социологические разработки Р. Каюа, Г. Плеснера (спорт и игра), А. Гелена, Ж. Дюмазедье (спорт и досуг), Э. Морена, Ж. Фридмана (спорт и массовая культура, массмедиа), наконец, уже упоминавшегося Н. Элиаса (соревновательность в обществе).

Решающими для социолога характеристиками современного («модерного») спорта, отличающими его от зрелищных состязаний в архаических, закрытых традиционных сообществах и в рамках ритуально-культового обихода, и демонстративно-символических практик привилегированных высших слоев в аскриптивном, сословно-иерархическом социуме, выступают, суммарно говоря, следующие:

а) спорт становится в принципе доступным для всех граждан -- как для самих спортсменов, так и для зрителей;

1  2  3  

Следите ли вы за новостями культуры?

нет
да
иногда
по мере интереса
редко
не вижу смысла
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования