Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Левицкий Д.Г.

В последние годы жизни почти совсем ослепший художник уже не работает.
Скончался Левицкий 4 апреля 1822 года в Петербурге и был похоронен на Смоленском кладбище.

Но если до нас дошли материалы, характеризующие официальное и материальное положение Левицкого, то как только мы пытаемся представить себе его духовную жизнь, отношение к искусству, к событиям, свидетелем которых он был, то тотчас же сталкиваемся с почти полным отсутствием документальных сведений. Поэтому, чтобы уяснить себе содержание тех общественных идей и настроений, которые были особенно близки и дороги художнику и определили характер и направление его творческих поисков, приходится прибегать к косвенным свидетельствам.

Исследователям творчества Левицкого удалось, хотя и приблизительно, выявить круг людей, близких художнику. Это, естественно, помогает составить представление о его собственных интересах, настроениях и взглядах. В Петербурге Левицкий сближается со многими своими коллегами по работе в Академии художеств. Дружеские отношения связывают его с К. И. Головачевским, руководившим до Левицкого классом портретной живописи, а потом ставшим инспектором Академии, архитектором А. Ф. Кокориновым, строителем прекрасного здания Петербургской Академии художеств, который был тогда директором Академии, Г. И. Козловым — сначала преподавателем, а потом и руководителем класса исторической живописи.

Все эти люди сыграли большую роль в организации Академии, в упрочении ее значения не только как художественной школы, но и как центра развития всего национального русского искусства XVIII века.

Дружил Левицкий и с одним из интереснейших людей своего времени, Н. А. Львовым. Львов был архитектором, поэтом, музыкантом, рисовальщиком и гравером. Он собирал русские народные песни, исследовал природные богатства России, занимался переводами и был восторженным почитателем великого французского просветителя Жан-Жака Руссо. Львов был душою литературно-художественного кружка, в который входили Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер, ученик Левицкого художник В. Л. Боровиковский >>> и многие другие видные деятели культуры второй половины XVIII века.

Тесная дружба связывала Левицкого с Н. И. Новиковым — одним из самых замечательных и наиболее радикально настроенных представителей русского просветительства. Правда, письма Новикова, в которых часто упоминается имя Левицкого, датированы 1797 годом, то есть временем, когда великий русский просветитель после освобождения из Шлиссельбургской крепости был вынужден почти совсем отказаться от своей деятельности, хотя он до конца жизни оставался верен своим убеждениям. Но само содержание этих писем, сердечность и теплота строк, относящихся к художнику, дают основание думать, что они были знакомы еще раньше, во время расцвета издательской и журнальной деятельности Новикова, и что Левицкий разделял убеждения друга.

Принадлежность к лагерю русских просветителей повлияла не только на характер и содержание искусства Левицкого. Она не могла не сказаться и на личной судьбе художника. И, может быть, неожиданный уход Левицкого из Академии и резкое охлаждение к его искусству со стороны двора и аристократической верхушки нужно в какой-то мере связать с тем решительным наступлением правительства Екатерины II на прогрессивно настроенную часть общества, которое началось в конце 80-х годов.

1  2  3  4  5  

Как вы относитесь к классической музыке?

положительно
отрицательно
часто слушаю
нейтрально
редко слушаю
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования