Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Генезис и этапы культурной эволюции

Постепенно формируются комуналистични отношения, то есть равноправный доступ всех членов коллектива к существующей собственности: пищи, орудий труда, одежды и т.п., которые встречаются у народов, находящихся в первой фазе первобытного общества. Большую роль в нейтрализации биологического индивидуализма и формировании общественных отношений (сначала как отношений равноправие) сыграли табу. Табу представляли собой нормы поведения, выражались в запрете какого-то действия. Эта норма якобы извне навязывалась обществу какой-то посторонней силой, с которой нельзя было не считаться. Так выражала себя общественная воля. Объединения, в которых табу нарушалось, исчезало с неизбежностью. Общественные отношения окончательно утвердились, когда требования коллектива к индивиду стали внутренней потребностью каждого члена, причем сильнее его биологические инстинкты. Это случилось где 40-35 тыс. лет назад. С этого времени культурная эволюция стала определять развитие человечества, который пошел более быстрыми темпами, увеличилось число альтернативных форм поведения человека во взаимоотношениях с окружающей средой.

Отмечая особенности культурной эволюции, мы подчеркивали, что она основывается на сохранении знаний, приобретении новых и передаче их последующим поколениям. Чтобы сохранить и развить всю свою новую общественную сущность, социализировать в должном направлении каждого индивида, человечеству надо было передать ему всю совокупность своей социальной жизни - производственные способности, принципы взаимоотношений (табу), а также духовный мир, который начал формироваться: мысли, чувства, состояния людей. В верхнем палеолите (35 тыс. лет назад) возникла ситуация, при которой значительная часть общественной жизнедеятельности не могла быть закодирована, воплощенная и передана существующими средствами. Какие же средства имела в наличии культурная эволюция на вышеупомянутый момент?

1. Прежде всего, как уже отмечалось, развитие орудий труда, передача производственного опыта в процессе обучения младших старшими.

2. Существовала язык как средство общения, правда, крайне примитивная, неразвитая.

3. Определенные нравственные представления уже регулировали поведение людей, определяли их отношение друг к другу, к коллективу, к лицам другого пола, окружающего мира. Этому учили с детства.

4. Мифология через одухотворение природы пыталась дать связанную и общую картину мира, хотя и в не осознанном, а скорее в смоделированном, "картинном", образном виде.

5. Передмагия служила средством практического воздействия на мир и давала человеку уверенность в успехе предполагаемого дела, передавала опыт в различных сферах жизнедеятельности. В частности, очень вероятно, что у первобытных людей охоте предшествовала его репетиция. Осложнения охотничьей деятельности неизбежно требовало на определенном этапе предварительного выработки плана действий. За крайней конкретность мышления первобытного человека выработки плана охоты и распределение ролей могли происходить только в виде инсценировки охоты, которая изначально не носила магического характера, но в дальнейшем обязательно должна превратиться в обряд, - так возникает магия.
1  2  

Следите ли вы за новостями культуры?

нет
да
иногда
по мере интереса
редко
не вижу смысла
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования