Морфология и динамика культуры
Если наука имеет успех в постижении мира (общественного и природного), разъединяя его с этой целью на отдельные фрагменты, то религия в состоянии продуцировать смыслы жизненной целостности космоса, социума, отдельного человека, впоследствии тиражируемые и возобновляемые ритуалами.
Важно значение религии в определении индивидуальной шкалы ценностей и выборе идеала. В рамках этого процесса, например, Священное Писание отражает базовые идеалы определенной культуры, а Святая наследия трансформирует их соборным путем и окончательно формулирует культурную традицию.
Культура связана со стремлением человека удовлетворить духовные потребности, которые растут, с постоянным развитием человеческих сил и способностей, которые воплощаются в предметах творческого труда, со всей совокупностью ценностей, являющихся опредмечены результатом творческой деятельности. Этому подчинены все структурные элементы культуры.
Динамика культуры - это одна из базисных, фундаментальных характеристик феномена культуры. Она касается как содержания, сущностных признаков самого явления, так и многообразных его интерпретаций. Динамическая природа культуры, изменчивость ее форм делают принципиально невозможным однозначное толкование самого понятия "культура", которое исчерпывающе охватывало ее объективно-истинной сути.
В широком философском смысле культура - совокупность различных вещей и явлений, которые воплощают результаты преобразования природной и общественной действительности в процессе исторической практики человечества. Культура с ее ценностями, считал Бердяев, является средством духовной жизни, духовного восхождения человека. Культура - реальность человеческого мира и бытия. Человек сам создает эту реальность и живет в ней, утверждает себя во всей полноте своих сил и способностей. Следовательно, речь идет об исторической практике человека и человечества, длительное в пространстве и времени процесс, духовное восхождение, сердцевиной, ядром которого является движение. То же движение, в котором, по выражению Гераклита, "солнце новое каждый день".
Термин "динамика культуры" вошел в научный оборот в 30-х годах прошлого века с выходом в свет фундаментальной четырехтомного труда Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика". В ней исследуются история культуры от древнейших времен, смена различных культурных стилей, то есть переход от одной культурной системы к другой. Устойчивое вхождение этого понятия в научное пространство произошло во второй половине XX века. Это связано с углублением научных представлений об изменениях в культуре, их характер и объем, об многообразие динамических типов и форм культуры, об источниках и предпосылках культурного движения.