Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Масс-медиа и коммуникативный мир жителей России: пластическая хирургия социальной реальности




На протяжении 1990-х годов шел процесс последовательного уменьшения количества читателей периодических изданий при пропорциональном увеличении количества людей, предпочитающих телевидение. Одновременно наблюдался параллельный процесс социального дробления и нарастающий разрыв между различными типами коммуникативных сообществ, при которых телевидение по сути заняло нишу системы опосредования и регуляции социальных отношений. «Полит.ру» публикует исследование Бориса Дубина «Масс-медиа и коммуникативный мир жителей России: пластическая хирургия социальной реальности», в котором автор стремится проследить сдвиги в российском социуме, системе власти, ее взаимоотношениях с интеллектуальными группами и массами, пользуясь медиа как инструментом и показателем этих сдвигов. Статья является развитием основных тезисов сообщения на конференции «Россия вчера и сегодня: нереализованный выбор», посвященной памяти О.Р. Лациса и проведенной 25 апреля 2006 г. в московском Музее и общественном Центре имени А.Д. Сахарова. Материал опубликован в последнем номере журнала «Вестник общественного мнения» (2006. № 3), издаваемого Аналитическим Центром Юрия Левады.

Содержательные изменения в отечественных СМИ и их оценках населением уже не раз исследовались в аналитических публикациях недавних лет[1]. Я не буду повторять эти данные во всем объеме, а изменю перспективу рассмотрения. Попробуем проследить сдвиги в российском социуме, системе власти, ее взаимоотношениях с интеллектуальными группами и массами, пользуясь медиа как инструментом, показателем. Так допустимо изучать состояние и динамику жизнедеятельности организма по работе его отдельных систем – нервной или кровеносной, органов дыхания или размножения. В данном случае предмет моего социологического внимания – процесс усредняющей массовизации социума и феномен «конструируемого большинства» в России середины 1990-х – первой половины 2000-х годов, а задача – не столько представление эмпирических данных, сколько их систематизация и осмысление.

Медиа, публика, отношение публики к медиа: сводка данных. Уже за первую половину 1990-х годов в России резко сокращается потребление печатной периодики – заметно падают тиражи газет (при некотором одновременном сокращении их количества), но особенно – журналов, число которых уменьшается столь же заметно[2]. Стоит отметить, что потребление образцов, предлагаемых другими институтами культурного воспроизводства, за это время также достаточно резко снижается. Это видно на показателях работы музеев и театров (причем их количество, в отличие от библиотек, за то же время растет), но в особенности кинотеатров – они на протяжении десятилетий были важнейшим источником массовых зрелищ как в советской идеологии, так и в советской реальности. В этой последней сфере всего за несколько лет происходит катастрофическое, не сравнимое ни с чем сокращение и выпуска фильмов, и количества действующих киноустановок (кинотеатров, клубов), и числа зрительских посещений.
Как вы относитесь к классической музыке?

положительно
отрицательно
часто слушаю
нейтрально
редко слушаю
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования