Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Орест Кипренский


(1782-1836)

Оресту Адамовичу Кипренскому принадлежит одно из самых почетных мест в ряду русских художников первой трети XIX века. Лучшие его портретные образы выражают передовые идеалы своего времени, они привлекают верой в человека, стремлением раскрыть богатство его духовного мира, силой лирического чувства.

Шести лет отец отдал его в Петербургскую Академию художеств. Академию он окончил в 1803 году по классу исторической живописи, где его основным руководителем был Г.И.Угрюмов, крупный художник и выдающийся педагог. Сначала Кипренский работал преимущественно над историческими и мифологическими темами. В 1805 году им была написана картина «Дмитрий Донской на Куликовском поле», за которую он получил первую золотую медаль. Паралельно и даже несколько ранее Кипренсий начал заниматься портретом, определившим его дальнейший творческий путь. Его первый портрет Адама Швальбе (приемного отца художника) поражает своей новизной и непосредственностью.

В качестве одного из шедевров в историю русской живописи вошел «Портрет Д.В. Давыдова» (1809) работы Кипренского, раскрывающего образ патриота эпохи Отечественной войны, мечтателя и воина. Почти одновременно с этим портретом художник создает полные поэзии, душевной теплоты, внутренней романтической приподнятости портреты Е.П.Ростопчиной, мальчика Челищева, автопортрет.

Кипренскому принадлежит заслуга создания в период Отечественной войны 1812 года особого типа небольшого карандашного портрета, непринужденно и верно запечатлевшего людей начала XIX века. В этих полных глубокой жизненной характеристики портретных рисунках художник воплотил героические образы участников Отечественной войны (генерала Чаплица Е.И., братьев А.П. и М.П. Ланских, ополченцев А.Р.Томилова и П.А. Оленина, 1813). К этип портретам примыкает ряд других, свидетельствующих о тесном общении Кипренского с наиболее выдающимися людьми его времени (портреты архитектора Кваренги, 1814; К.Н. Батюшкова, 1815; В.А. Жуковского, И.А. Крылова, 1816).

Произведения Кипренского пользовались большим успехом. Академия присвоила ему звание академика, затем советника. Слава художника еще больше упрочилась за время пребывания в Италии (1816-1823). Здесь ему (первому из русских) был заказан портрет для галереи Уффици – честь, которой удостаивались лишь самые знаменитые мастера европейской живописи.

Вернувшись на родину, художник летом 1827 г., почти одновременно с Тропининым, написал замечательный портрет Пушкина. Поэт ценил это свое воплощение в живописи и посвятил Кипренскому стихотворение («... себя как в зеркале я вижу...»).
С 1828 года вплоть до своей смерти Кипренский жил и работал в Италии.
Следите ли вы за новостями культуры?

нет
да
иногда
по мере интереса
редко
не вижу смысла
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования