Алексей Петрович Антропов
(1716-1795 гг.)
Творчество Алексея Петровича Антропова – яркая страница в истории русского изобразительного искусства. С именем этого художника связывают преемственность между живописцами-пенсионерами Петра I и портретистами второй половины XVIII века.
Ученик петровских пенсионеров А. Матвеева и М. Захарова, Антропов долгое время состоял на службе в «живописной команде» Канцелярии от строений, а в последствии занимал должность главного надзирателя живописных и иконописных работ при Синоде.
Произведения Антропова были чрезвычайно далеки от свойственной современным ему иностранным художникам изысканной и поверхностной идеализации натуры.
В одной из лучших своих работ, портрете А.М. Измайловой (1759) >>> художник с замечательной убедительностью раскрыл образ придворной дамы елизаветинских времен. Колористическая гамма портрета отличается особенной яркостью. В любви к цветистости, к своеобразному декоративизму, который сочетается подчас с тщательным выписыванием деталей, сказываются у Антропова традиции народного искусства, чувствуется связь с искусством русской парсуны XVII века (ПАРСУНА (искажение слова «персона»), условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой).
Особенно проявилась близость Антропова к этим традициям в портрете атамана Ф.И. Краснощекова (1761).
Преданность правде Антропов передал своим ученикам, в числе которых был знаменитый художник Д.Г. Левицкий, открывший новую эпоху русской портретной живописи второй половины XVIII века.