Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Ансамбля афинского Акрополя

Миновав Пиргос, лестнице поднимаемся к портика Пропилен. Этот торжественный вход в Акрополь построил архитектор Мнесикл в 437-432 гг. э Слева от входа видны колонны Пинакотеки - первой в мире картинной галереи, где находились росписи великого художника Эллады - Полигнота и других художников. По лестнице Пропилеи сквозь колонны восточного портика слева издалека виден небольшой, озаренный солнцем Эрехтейон, а справа, как на гребнях морских волн, предстает перед нами храм Афины - Парфенон, главный храм Акрополя.Поверхня скалы неровная, она похожа на бушующее море, а разбросанные везде блоки мрамора напоминают белые гребешки морской пены. Над Парфеноном плывут облака, и кажется, что то торжественно плывет само сооружение. Парфенон поставлено на самой высокой точке рельефа, под углом к ​​входу. Это дает возможность видеть сразу два его фасады, каждый в перспективном сокращении, а само сооружение - всегда на фоне неба. Построен Парфенон в 447-432 гг. е. (Архитекторы Иктин и Калликрат). Скульптурное убранство выполнил Фидий со своими учениками. По типу Парфенон является периптер (т.е. окруженный со всех сторон колоннами) с восьмиколонным торцевыми и симнадцятиколоннимы боковыми фасадами. Размеры храма - 63,54 × 30,89 м. Поставлен храм на трехступенчатой ​​основе, так называемом стериобати. Как и все шедевры искусства, Парфенон производит большое впечатление с первого взгляда. Почему изуродована и полуразрушенная постройка имеет такую ​​силу выразительности? Понятным это становится тогда, когда ко всему внимательно присмотришься. Каждый камень, каждая колонна, каждая капитель Парфенона выполнены с огромным мастерством. О том, как архитекторы учитывали тончайшие моменты художественного восприятия свидетельствует, например, система изгибов, ее применяли для того, чтобы исправить оптические ошибки, которые воспринимает наш глаз. Так, все горизонтальные линии в Парфеноне кажутся абсолютно прямыми, в то время как в действительности они немного изогнуты. Также не заметно, что оси крайних колонн наклонены на 7 см к середине храма, а сами колонны имеют выпуклости (энтазис), что создает воображение напряжения от веса каменных блоков перекрить.Велику роль в художественном образе Парфенона сыграла скульптура. На западном фронтоне была изображена спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Посейдон ударил трезубцем о скалу - и оттуда забил соленый источник. Афина вонзила свое копье в землю, и он превратился в оливковое дерево. Жизнь победила смерть. Посейдон покровительствовал аристократии, а Афина - демократии. Итак, скульптурная сцена на фронтоне отражала победу демократии над аристократией. На восточном фронтоне изображен рождение Афины из головы Зевса. За колоннадами, вокруг главного помещения храма - цели, на стенах был барельефный фриз (зофор), изображавший Панафинейских процессию. Праздник Великих Панафий в честь рождения Афины происходило раз в четыре года. Процессия собиралась в пригороде Афин - Керамику, оттуда через торговую площадь Агору шла на Акрополь. Афиняне несли Афине новое одеяние - пеплос, который перед тем вышивали афинские девушки. Эту процессию и изобразил Фидий и его ученики на фризе 160 м длиной и 1 м высотой. На фризе видим, как юноши готовятся к празднику, садятся на коней и едут в процессии, девушки несут сосуды и другие дары богине, важно выступают старые люди, служители храмов ведут быков и овец для жертвенника. Жаль, что от фриза и вообще от скульптур Парфенона осталось очень мало. Судьба Парфенона - лучшей сооружения мира-трагическая. В VII в. его превратили в церковь. В XV в. турки сделали из нее мечеть. Впоследствии они устроили в Парфеноне пороховой склад. В 1687 г. венецианцы под командованием дожа Морозини вели осаду Афин. Ядро из пушки попало в Парфенон, и он взлетел в воздух. Тогда было разрушено всю внутреннюю часть храма и большинство колонн. И все же на фронтонах еще сохранилась скульптура, а на остатках стен - часть Панафинейских фриза. Когда венецианцы овладели Афинами, Морозини решил, вывезти скульптуры качестве трофеев в Венецию. При снятии скульптуры, попадали и разбились. Но и на этом уничтожение Парфенона не закончилось. Французский посол в Турции Шуазель-Гуффье также вывоз несколько скульптур в Париж. Но больше ограбление совершил английский посол лорд Ельджин, который получил разрешение турецкого султана вывезти из Акрополя "несколько обломков камней с надписями и фигурами». В 1801-1803 гг он вывез из Афин в Лондон все, что смог взломать: остатки скульптур на фронтонах, Панафинейский фриз и многие другие скульптур. Во время ломки упал западный фронтон. О Ельджина возмущенно сказал Байрон: «Что не сделали готы, сделали скотты» (то есть шотландцы, потому Ельджин был шотландцем по происхождению). Теперь эти скульптуры демонстрируются в залах Британского музея и называются «Ельджинови мраморы».

1  2  3  

Как вы относитесь к классической музыке?

положительно
отрицательно
часто слушаю
нейтрально
редко слушаю
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования