Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Культура и цивилизация
В теории культуры понятие "цивилизация" очень сблизилось с понятием культуры. Нам важно определить сущность этих понятий. Как отмечалось выше, понятие "цивилизация" был введен в науку как название определенного этапа в культурной эволюции человечества, начинающийся с 3500 года до н.э. и продолжается по сегодняшний день. В ходе дискуссии о древних городов, проходившей в 1958 году в Чикаго, ученые предложили три признака цивилизации: монументальная архитектура, письменность, города. Указанная триада выразительно характеризует цивилизацию в первую очередь именно как культурный комплекс, тогда как социально-экономическую сущность данного явления составляют появление классового общества и государства. Памятники архитектуры показательные с точки зрения производственного потенциала общества, которые создало.

Появление письменности характеризует отделение умственного труда от физического, что позволило сосредоточить усилия отдельных групп людей на развитии искусства и различных форм позитивного знания. Города выполняли специфические функции в общественной системе: были центрами сельскохозяйственной округи, центрами ремесел и торговли и своего рода идеологическими центрами. Именно в пору первых цивилизаций идеологическая сфера, систематизирована и централизованная, стала поистине огромной силой.

Итак, цивилизация сформировалась лишь на определенном этапе развития человечества, представляя собой качественную границу на эволюционном пути. Выделяют различные типы, этапы, уровни цивилизации. Принципиальной позицией ученых советского периода было выделение формационных типов цивилизации (рабовладельческий тип, феодальный тип и т.д.). Такой подход отличался от взглядов многих западных ученых, которые в основном опираются на концепцию Арнольда Тойнби. В 30-50-е годы нашего века в работах "Цивилизация перед испытанием" и "Исследование истории" А. Тойнби попытался объяснить одновременно ход развития всех человеческих культур, применив понятие "цивилизация" с особенностями развития народов и культур различных регионов и стран. В результате всемирная история выглядела мозаичного панно, составленного многолинейный развитием суверенных культур, которые расположены рядом и сосуществуют. Однако А. Тойнби доказал: при всем различии и непохожести культур разных народов все они принадлежат к единой цивилизации и в своем развитии рано или поздно проходят идентичные этапы, характеризующиеся одинаковыми идеями, и хотя имеют свои особенности, и сущность их едина. Например, основные идеи Просвещения, без которых сегодня невозможно представить современную цивилизацию: все люди от природы равны, каждый человек - неповторимая личность, человек - цель развития общества, а не средство, и другие - это наследие европейской культуры XVIII в. Чуть позже под знаком усвоенных европейских идей начинает развиваться восточнославянская культура. Эти идеи питали творчество украинских, российских и белорусских просветителей. И только с конца XIX - нач. XX в. эти идеи начинают господствовать в культурах дальневосточных государств (Индии, Китая, Японии и др.)., отражая своеобразие этих народов. Парламент - феномен развития английского гения культуры, но распространившись как неотъемлемая часть демократии на все страны, он является фактором современной цивилизации. Таким образом, понятие "культура" подчеркивает неповторимость, а в отдельных случаях и тупиковое ответвление развития этносов, стран. Понятие же "цивилизация" означает непрерывность, единство, общность культурно-исторического процесса для всех народов. Когда отдельные идеи культуры становятся в силу сложившихся, стереотипами поведения больших групп людей, определяющие особенности их мировоззрения, тогда можно говорить об определенном этапе развития цивилизации.

Сегодня более чем когда ученые стремятся осмыслить специальные отрасли научного знания (как гуманитарного, так и естественнонаучного) в контексте культурной эпохи. Такой подход в науке получил название цивилизационного. Он основывается на общечеловеческих ценностях. НЕ отодвигая в сторону реальную конфликтность истории, эта концепция истории позволяет понять ее реальную непрерывность, раскрыть механизмы действий людей, истоки и содержание общечеловеческих ценностей. Моральные преимущества цивилизационного подхода очевидны: стимулируя практику, идеи, настроения мирно-цивилизационной взаимодействия людей, он открывает тем самым широкий простор творческим тенденциям истории.
Следите ли вы за новостями культуры?

нет
да
иногда
по мере интереса
редко
не вижу смысла
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования