Искусство Живопись Архитектура Культура Новости
Главная
Темпьетто
В этой небольшой постройке с исключительной яркостью воплотились основные черты Возрождения - одного из важнейших этапов истории мировой архитектуры. Этот этап наступил в конце XV - начале XVI в., Когда центр ренессансного искусства и архитектуры переместился из Флоренции в Рим, когда произошел кризис в итальянских городах-республиках и папская власть, укрепляя свои позиции, начала использовать творчество ренессансных художников в интересах римско-католической церкви . Владыки церкви носились с идеей превратить Рим в столицу мира и проводили в нем большое строительство.
Формирование нового стилистического направления было связано прежде всего с творчеством великого итальянского архитектора Донато Браманте (1444-1514 гг), который занял первое место среди зодчих того времени. Браманте с большим дарованием применял монументальные особенности центрической композиции сооружений и масштабные соотношения для того, чтобы сооружения казались большими, широко использовал формы античной ордерной системы. Стиль, созданный им, иногда называли «грендецца», или «бромантеско».
Браманте родился в небольшом тосканском городе Ферминьяно, близ Урбино. Работал сначала во Флоренции, а затем, вместе со своим другом Леонардо да Винчи, на службе у герцога Сфорца в Милане. Между прочим, на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грация, где работал Браманте, Леонардо да Винчи написал свою знаменитую композицию «Тайная вечеря». После взятия Милана французами Браманте едет в Рим, где выполняет многочисленные заказы папы и римской знати. В 1502 г. он построил во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио небольшой храм - темпьетто, что по своим формам, композицией и пропорциями является настолько совершенным, что по праву считается одним из самых шедевров мировой архитектуры. Холм Монте Джианиколо возвышается над правым берегом Тибра. Оттуда открывается вид на Рим. На вершине холма стоит монумент Гарибальди, а за ним в зелени деревьев прячутся стены монастыря Сан Пьетро. Монастырские ворота ведут к проезду, откуда можно попасть в небольшой двор, окруженный аркадами. В центре двора стоит темпьетто. Храм снизу опоясывают три круга очень пологих лестниц. На небольшом цоколе - круглая колоннада тосканского ордера. Двухъярусная центральная часть возвышается над балюстрадой и завершается полусферическим куполом с высоким декоративным «фонарем». Вся композиция построена на эффекте перспективного восприятия кругов: круглые лестницы, антаблемент колоннады, балюстрада, карниз верхней части, сокращаясь под разными углами к точке зрения, более протекают в круговом движении, что его останавливает вертикаль фонаря.
Во внешнем оформлении - ни одной лишней детали: все вызывает торжественную гармонию форм. Небольшой внутреннее пространство соответствует структуре фасада. Из окон верхнего яруса льется свет на резной декор. Узкой лестнице спускаемся в подземную крипто. ее стены также украшены тонким декором арабесок, которые характерны для Брамантевои творчества. Исходя из монастырского двора, еще раз оглядываешься на постройку, в которой идея центрической композиции и гармонии пропорций доведена до высочайшего уровня художественного совершенства.
Следите ли вы за новостями культуры?

нет
да
иногда
по мере интереса
редко
не вижу смысла
другое



Другие опросы
Контакты
Все материалы на сайте являются ознакомительными и взяты из открытых источников

Все права на них принадлежат их авторам.
Яндекс цитирования